Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» Антуан де Сент. Экзюпери
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8 г. Иркутска
Год основания1894 г.Языки образованияРусский

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Об орфографическом режиме в школе-интернате.

Единый орфографический режим обуславливает и особые требования к письменной речи учителей, воспитателей и специалистов. Каждый педагог должен  сам грамотно оформлять все виды записей, писать разборчивым почерком, систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении следует чётко произносить термины, записывать  на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и употребления, использовать плакаты и таблицы с этими терминами. Педагог должен не просто проверять   правильность выполнения письменных работ по предмету, но и следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в тетрадях, дневниках, стенгазетах, объявлений, стендов.

Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение документации, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами  литературного языка, за соблюдение  указанных норм во всех информационных материалах.

             Внедрение «Единого орфографического режима»  на всех уроках призвано воспитывать у  учащихся бережное и уважительное отношение к русскому языку, способствовать успешному формированию речевой культуры незрячих и слабовидящих школьников, повышению их функциональной грамотности и совершенствованию письменной речи, также устранению барьеров при переходе в другой класс или к другому учителю.

В орфографический режим включены технические особенности выполнения письменных работ слепыми и слабовидящими детьми, рекомендации методистов

и рекомендации офтальмологов и тифлопедагог

 

 

 

Областное государственное специальное  (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

  школа-интернат № 8

 

ПРИНЯТО                                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

 

педагогическим советом школы                                                    Директор школы   

                                                                                                ______

Протокол № ___                                                                   Приказ  №  ___

от «___» ________20__г.                                                             от «___»  _________20__г.

 

 

 

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

(Методические рекомендации)

 

 

Иркутск

 

Положение об едином  орфографическом режиме.

1. Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым

.
2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.

3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов - слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.

6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них. 
7. Исправлять допущенные ошибки.

8. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

9. Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой  и математической культуры учащихся.

2. Требования к речи обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

1.излагать материал логично и последовательно;

2.отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации. 

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

3. О письменных работах и тетрадях обучающихся

1. О видах письменных работ

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.

1.2. По математике, русскому языку и другим предметам проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста. 
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.

В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым заместителями директора  по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля. .   

 

 

.               Порядок проверки письменных работ учителями.

5.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

5.1.1.  По русскому языку и математике в 1-5 классах после каждого урока у всех учеников –                   у 5 класса  в 1м полугодии;

5.1.2.  Во 2 полугодии 5 класса и в 6-8 классах после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

5.1.3.  В 9-11 классах после каждого урока  - у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

5.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

5.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

5.3.1. Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 5-11 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

5.3.2. Изложения и сочинения, практические, лабораторные и т.п. виды работ в 5-11 классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через неделю;

5.3.3. Тетради по геометрии, информатике проверяются в 7, 8, 9 классах один раз в неделю, а в 10-11 классах – один раз в две недели;

5.3.4. По иностранному языку во 2-5 классах после каждого урока, в 6 классе – 2 раза в неделю, в 7 классе проверяются значимые классные и домашние работы не реже одного раза в неделю, в 8-9 классах – один раз в 2 недели, в 10-11 классах словари проверяются один раз в месяц, тетради – один-два раза в четверть;

5.3.5. Тетради по химии, биологии, географии, природоведению, истории, ОБЖ, технологии, музыке, черчению и другие проверяются выборочно 1-2 раза в четверть или на усмотрение учителя наиболее значимые работы по мере их выполнения

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:


Предмет

Количество тетрадей

1 – 4 кл.

5 – 12 кл.

Русский язык

2 рабочие тетради
1 тетрадь для диктантов и изложений

2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ (диктантов)
1 тетрадь для творческих работ (сочинений, изложений)

Литература

 

1 тетрадь

Математика

2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ

2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ

Алгебра

 

2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ

Геометрия

 

2 рабочие тетради
1 тетрадь для контрольных работ

Иностранный язык

 

1 тетрадь
словарь

Физика
Химия

 

1 рабочая тетрадь
1 тетрадь для контрольных работ
1 тетрадь для лабораторных и практических работ

Биология
География
История
Природоведение
Технология
Музыка
Черчение
ОБЖ

По 1 тетради

По 1 тетради

 Методические рекомендации по ведению тетрадей

 по русскому языку в начальной школе

 1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по русскому языку учащимися школы с 1-ого по 4-й класс является обязательным.

1.2. В тетрадях оформляются письменные работы, сделанные в классе и дома.

1.3. Предусматривается несколько типов письменных работ в тетрадях; в соответствие с этим тетради делятся по назначению:

  • тетради рабочие (2 шт.) для работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ;
  • тетрадь для творческих работ со 2 класса;

1.4. Слабовидящие учащиеся используют тетради с четкой разлиновкой (12–18 листов). Разлиновка тетрадей с наклонной линией (1 класс и 2 класс I полугодие), разлиновка в узкую линию (2 класс II полугодие), разлиновка в широкую линию (3 класс – узкая линия I четверть; по усмотрению учителя - 4 класс). Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 больших листов, сложенных пополам).

1.5. Тетради для слабовидящих детей должны быть  в специальной (прозрачной) обложке, с одинаковым количеством листов у всех учеников.

1.6. В тетрадях ведутся записи систематически, аккуратно, с соблюдением требований орфографического режима.

2. Оформление обложки тетради по русскому языку

2.1. Оформление обложки:

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Рабочие

тетради

Тетрадь

для работ

 по русскому языку

ученика/цы/   2 класса

/Фамилия и Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

по русскому языку

ученика/цы/   2  класса

 

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетради для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/   2  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/  2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетради для творческих работ

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/   2  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя  в родительном падеже/

 

Контрольная  работа за четверть

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Срезовая работа

Выполняется на отдельных листах со штампом

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

(за I полугодие)

20__ - 20__ уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Выполняется на отдельных листах со штампом

Контрольная  работа

 по русскому языку

за I четверть

(за I полугодие)

20__ - 20__ уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

Итоговая работа

по русскому языку

за 20  - 20  уч.год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

по русскому языку

за 20  -20  уч.год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, продублировать по плоскому.

2.5. В 1-ом и во 2-ом классах тетради для слепых учащихся подписывает учитель. В 3-4 классах – учащиеся самостоятельно.

ü На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу запрещается.

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся пишут только ручкой с черной пастой, ручку с зеленой пастой или карандаш используют для выделения частей слова, графических работ и составления схем.

Ручка с черной пастой — непременный атрибут школы слабовидящих. По исследованиям ученых, черный цвет является наиболее контрастным из всех, поэтому он и принят как обязательный. Следование этому правилу во всех классах слабовидящих способствует поддержанию порядка в тетрадях и классных журналах. Черный цвет обязателен так же, как в массовой школе обязателен синий цвет пасты. В случае если кто-то из детей лучше различает глубокий синий цвет, он обращается к врачу-офтальмологу, и тот дает заключение. Стоит учесть, что пишут дети не только для себя самих, но и для одноклассников (при взаимопроверке), и для учителя (а в специальной коррекционной школе есть слабовидящие учителя). Постоянное мотивированное требование учителя использовать при письме ручку с черной пастой приучает детей серьезнее относиться к тому, чем, как и для кого они пишут.

ü  Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

4. Оформление записей.

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Запись числа обязательна:

В 1 классе учитель пишет только начальную букву месяца.

2 с.

В 1 полугодии 2 класса запись оформляется арабскими цифрами, название месяца записывается полностью.

2 сентября.

В 3-4 классе запись числа оформляется прописью.

 

Первое сентября.

4.2. При оформлении классной работы необходима запись числа, названия вида работы:

Первое сентября.

Классная работа.

4.3. В классной работе слово «упражнение» пишем.

4.4. При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы без записи числа:

Домашняя работа.

Упражнение №…

4.5. При оформлении сочинений необходима запись Сочинение.

 При оформлении изложений необходима запись Изложение.

 

4.1. Запись числа обязательна:

В 1 классе учитель пишет начальную букву месяца.

2 с.

По мере изучения букв дети пишут сами.

В 1 полугодии 2 класса запись оформляется цифрами, название месяца записывается полностью.

Во II полугодии 2 класса, в 3 и 4 классе запись числа оформляется прописью.

Первое сентября.

4.2. При оформлении классной работы необходима запись числа, названия вида работы:

Первое сентября.

  Классная работа.

4.3. В классной работе слово «упражнение» пишем с сокращением.

4.4. При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы без записи числа:

Домашняя работа.

Упражнение    № 321

4.5. При оформлении сочинений необходима запись Сочинение.

 При оформлении изложений необходима запись Изложение.

 

 

ü  Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях; для этого необходимо использовать только дневник. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

4.6. Запись в тетрадях следует начинать с самой  верхней строки.

4.7. Каждый вид работы выполняется с красной строки.

4.8. Между классной и домашней работами как в тетрадях слабовидящих, так и в тетрадях по Брайлю пропускаются 2 строки.

4.9. При проведении словарного или терминологического диктанта указывается вид работы: Словарный диктант или  Диктант.

      Если задание предполагает расположить материал в столбик, то выполнять работу нужно, начиная со строчной буквы, не ставя на строках запятые.

 

5. Исправление ошибок учащимися.

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Запрещается:

ü  перечеркивать ошибки несколько раз;

ü  исправлять, написав нужную букву поверх ошибочной прямо в слове.

 

Если ошибка сделана в одной - двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то в первой клетке строки  и в последней клетке строки ставится шеститочие.

 

 

ü  В контрольных и рабочих тетрадях слабовидящих не разрешается использование корректора.

 

6. Проверка тетрадей.

6.1. Учитель обязан регулярно осуществлять проверку тетрадей с целью установления:

  • наличия работ;
  • качества выполненных заданий, подлежащих оцениванию;
  • ошибок, допускаемых учащимися, для принятия мер по устранению этих ошибок.

6.2. Ошибки, допущенные учащимися в тетрадях, учитель помечает следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся:

В тетрадях слепых учащихся:

-        подчеркивает (зачеркивает);

-        надписывает правильный ответ;

-        выносит поясняющие пометки на поля.

-        подчеркивает ручкой;

-        подписывает правильный ответ плоским шрифтом (запись занимает не более двух строк); 

-        выносит поясняющие пометки на поля плоским шрифтом;

-        на полях ставит точку.

 

6.3. Ошибки, допущенные учащимися, выносятся учителем на поля:

  • орфографическая —  вертикальная «палочка», для слепых —  одна точка;

 

 
  • пунктуационная — «галочка», для слепых — две точки;

 

 
  • грамматическая — «галочка»,  для слепых – одна точка;

 

 

 

 

 

  • дисграфическая — «д», для слепых — точка;

 

 

 

 

 

6.4. Ошибки, допущенные в различных разборах грамматического задания:

для слепых — ставим точку.

6.5. Отметка за работу в тетрадях слабовидящих ставится справа, высотой в рабочую строку. В рабочих тетрадях допускаются оценочные суждения, сделанные учителем. В тетрадях слепых детейотметка также записывается справа, дублируется плоским шрифтом. Оценочное суждение пишется по Брайлю. Допускается устное оценочное высказывание учителя при анализе работ.

 

7. Работа над ошибками

7.1. Работа над ошибками, допущенными в контрольных тетрадях по русскому языку, проводится систематически.

Через одну строку после отметки  записываем число и слова Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

       Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку, проводится систематически.

                Слова «Работа над ошибками» пишутся на следующей строке после отметки.

Исправлять ошибки нужно следующим образом:

       Выписывается слово, графически объясняется правило, придумывается пример на это правило.

 

7.2. Исправлять ошибки нужно следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся

В тетрадях слепых учащихся

  • Слово, в котором была допущена ошибка, записывается верно с новой строки с большой буквы.
  • В слове обозначается орфограмма, на которую была допущена ошибка.
  • Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, после второго примера ставится точка.
  • Ошибка на допущенную орфограмму выделяется шестой (перед буквой) и третьей (после буквы); записывается верно с новой строки.
  • Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, орфограмма, на которую была допущена ошибка, выделяется 3 и 6 точкой перед буквой, после второго примера ставится точка. Примеры записываются через запятую.
 

 

8. Обозначения по Брайлю

Состав слова:

приставка

 

 

3, 6 точки

 

корень

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

 

 

 

 

суффикс

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»

 

 

)

 

окончание

 

 

3, 6 точки («тире»)

 

 

 

 

основа

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

 

 

 

 

Члены предложения: 

подлежащее

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

 

 

 

 

сказуемое

 

 

1, 2, 6 , 1, 2, 6 и 3, 4, 5, 3, 4, 5 точки («двойные математические скобки»)

 

 

 

дополнение

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

 

 

 

 

обстоятельство

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

 

 

 

 

 

определение

 

 

1, 2, 3, 4, 5 точки («ч» наоборот) с обеих сторон

 

 

Другие знаки:

знак транскрипции [ ]

 

 

«ь» и «ъ» знаки (1, 2, 3, 5, 6, и 2, 3, 4, 5, 6 точки)

 

знак мягкости

 

 

2 точка после буквы

 

 

 

орфограмма, которую надо обозначить

6 точка перед буквой и 3 точка после буквы

 

 

 

 

 

точка сокращения

 

 

 точка

 

 

 

 

 

ударение

 

 

 

4 точка перед буквой

 

 

 

 

 

 

 

Прежде чем производить разбор слова по составу или предложение по членам предложения в тетради, осуществить устный разбор слова или предложения.

 

Методические рекомендации по ведению тетрадей

 по математике в начальной школе

 

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по математике учащимися школы с 1-го по 4-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

  • тетради рабочие (2 шт.) для письменных работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ.

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в крупную клетку из 12–18 листов. Для учащихся очень плохо видящих – особая разлиновка. При необходимости увеличивать текст в 2 раза. Размер клетки подбирается индивидуально по показаниям тифлопедагога и врача-офтальмолога.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 двойных листов).

1.4. Поля проводятся красной пастой или карандашом красного цвета (от края листа 3 клетки, если тетрадь в крупную клетку; от края листа 5 клеток, если тетрадь в мелкую клетку).

 Тетради слабовидящих учащихся должны быть в прозрачной обложке.

1.5. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

 

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 2 класса

 

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 2 класса

 

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 2 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Срезовая работа

Выполняется на отдельных листах

Контрольная работа

 по математике

за I четверть

(за I полугодие)

20_  - 20_  уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Выполняется на отдельных листах

Контрольная работа

 по математике

за I четверть

(за I полугодие)

20_  - 20_  уч.года

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

Итоговая работа

по математике

за 20  - 20  уч. год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

Итоговая работа

по математике

за 20  -20  уч.год

ученика(цы) 3 класса

ФИ

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, продублировать плоским шрифтом.

ü  На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу  запрещается.

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся ведут записи только шариковой ручкой с черной пастой. Учащийся может вести записи синей пастой только при наличии справки от офтальмолога или школьного научно-практического медико-психолого-педагогического консилиума с соответствующими рекомендациями.

3.2. Для выполнения графических работ необходимо использовать зеленую пасту и простой карандаш. Для проведения прямых линий необходимо использовать линейку.

ü  Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

4. Оформление записей

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число записывается арабскими цифрами, месяц — прописью;

 

 

 

 

  • запись названия работы:

Классная работа

 

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 2 клетки.

ü  На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. Запись задания на дом в классах слабовидящих детей делается в дневнике.

 

ü  Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

 

 

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

Если запись ведется в столбик, то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число записывается арабскими цифрами, месяц — прописью; с 7 клетки

Со II полугодия 4 класса запись числа цифрами с 3 клетки:

11.01.

Под числом, с 3 клетки следует запись названия работы.

Классная работа

Номер задания записывается посередине строки с 7 клетки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 клетку.

ü  На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

 

 

 

 

 

5. Исправление ошибок учащимися

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Не допускается:

ü   перечеркивать ошибки несколько раз;

ü   исправлять, написав правильный ответ поверх неверной записи;

ü   использовать корректор.

Если ошибка сделана в одной-двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то ставится шеститочие в первой клетке и в последней.

 

 

6. Рекомендации по оформлению некоторых видов заданий

6.1. При оформлении примера на «порядок действий» каждое действие должно быть записано и пронумеровано. Номер действия ставится с круглой (математической по Брайлю) скобкой. Например:

15 + 108 : 3 = 51

1) 108 : 3 = 36

2) 15 + 36 = 51

6.2. При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических по Брайлю) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространенной форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.).

При решении задачи по действиям или выражением не являются обязательными краткая запись условия и пояснения к действиям.

7. Исправление ошибок учителем

7.1. Исправление ошибок и пометки, связанные с ошибками учитель делает красной пастой.

7.2. В тетрадях слабовидящих учащихся учитель помечает ошибки следующим образом:

  • подчеркивает;
  • зачеркивает;
  • подписывает правильный ответ;

В тетрадях слепых учащихся любая ошибка отмечается и красной пастой «палочкой» на полях, и грифелем точкой на поле соответствующей строки. Также можно ошибку подчеркнуть, зачеркнуть, подписать правильный ответ. Выполнение исправлений плоским шрифтом требуется для того, чтобы зрячему учителю при объяснении учащемуся допущенных ошибок не нужно было заново перечитывать запись, сделанную рельефно-точечным шрифтом.

7.3. Отметка за работу ставится под работой справа. В тетрадях для слепых учащихся отметка дублируется по Брайлю.

 

8. Работа над ошибками

8.1. В тетради для контрольных работ работа над ошибками выполняется обязательно при наличии неудовлетворительной отметки. В остальных случаях работа над ошибками в контрольных тетрадях выполняется всеми учениками.

8.2. В рабочей тетради работа над ошибками выполняется по указанию учителя.

 

Методические рекомендации по ведению тетрадей

 по русскому языку в 5-12 классах школы

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по русскому языку учащимися школы с 5-ого по 12-й класс является обязательным.

1.2. В тетрадях оформляются письменные работы, сделанные в классе и дома.

1.3. Предусматривается несколько типов письменных работ в тетрадях; в соответствие с этим тетради делятся по назначению:

  • тетради рабочие (2 шт.) для работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ;
  • тетрадь для творческих работ;

1.4. Слабовидящие учащиеся используют тетради с четкой разлиновкой (12–18 листов). Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 больших листов, сложенных пополам).

1.5. Тетради для слабовидящих детей  должны быть  в обложке.

1.6. В тетрадях ведутся записи систематически, аккуратно, с соблюдением требований орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради по русскому языку

2.1. Оформление обложки:

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Рабочие

тетради

Тетрадь

для работ по русскому языку

ученика/цы/   5 класс

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Справа отступить 7 клеток, сверху – 7 строчек и написать слово «Тетрадь»; последующие строки писать с 4 клетки:

Тетрадь

для работ

 по русскому языку

ученика/цы/   5  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 Можно

После записи по Брайлю подписать тетрадь плоским шрифтом

Тетради для контрольных работ

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/   5  класса

 

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Справа отступить 7 клеток, сверху – 7 строчек и написать слово «Тетрадь»; последующие строки писать с 3 клетки:

Тетрадь

для контрольных работ

по  русскому языку

ученика/цы/  5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетради для творческих работ

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/   5  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя  в родительном падеже/

 

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

Контрольная работа

по русскому языку

за I четверть

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Итоговые работы за год

Итоговая работа

по русскому языку

за 2010 – 2011уч. год

ученика/цы/   9  класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Итоговая работа

по русскому языку

за 2010 – 2011уч. год

ученика/цы/   9  класс

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

ü На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу запрещается.

 

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся пишут только ручкой с черной пастой, ручку с зеленой пастой или карандаш используют для выделения, подчеркивания по линейке и составления схем.

Ручка с черной пастой — непременный атрибут школы слабовидящих. По исследованиям ученых, черный цвет является наиболее контрастным из всех, поэтому он и принят как обязательный. Следование этому правилу во всех классах слабовидящих способствует поддержанию порядка в тетрадях и классных журналах. Черный цвет обязателен так же, как в массовой школе обязателен синий цвет пасты. В случае если кто-то из детей лучше различает глубокий синий цвет, он обращается к врачу-офтальмологу, и тот дает заключение. Стоит учесть, что пишут дети не только для себя самих, но и для одноклассников (при взаимопроверке), и для учителя (а в специальной коррекционной школе есть слабовидящие учителя). Постоянное мотивированное требование учителя использовать при письме ручку с черной пастой приучает детей серьезнее относиться к тому, чем, как и для кого они пишут.

Морфемный, словообразовательный, синтаксический разборы выполняются зелёной пастой.

ü  Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

 

4. Оформление записей.

4.1. Запись числа обязательна:

Первое сентября (прописью).

Красная строка для пишущих по Брайлю – 2 клетки справа отступить, на третьей писать.

4.2. При оформлении классной работы необходима запись числа, названия вида работы и темы с красной строки:

 

Слабовидящие

Слепые

Первое сентября

Корень слова

 

Первое сентября

Корень слова

4.3.При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы:

Домашняя работа

 

 

 

Упражнение №…

 

 

 

ü  Не допускается сокращение слова «упражнение» .

ü   

 

4.3.При оформлении домашней работы необходима запись названия вида работы:

Домашняя работа

 

 

 

Упражнение №…

4.4. В тетрадях по Брайлю запись числа, темы может начинаться с любой клетки в зависимости от того, насколько длинной она будет, так как готовая запись должна располагаться посередине строки.

Не допускается сокращение слова.

 

 

 

4.5. При оформлении сочинений необходима запись Сочинение. При оформлении изложений необходима запись Сжатое изложение или  Изложение.

ü  Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях; для этого необходимо использовать только дневник. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

4.6. Запись в тетрадях следует начинать с самой верхней строки.

4.7. Каждый вид работы выполняется с красной строки. Перенос слова осуществляется по правилам орфографии. Следует оставлять пустую клетку для знака переноса.

4.8. Между классной и домашней работами как в тетрадях слабовидящих, так и в тетрадях по Брайлю пропускаются 2 строки.

4.9. При проведении словарного или терминологического диктанта указывается вид работы: Словарный диктант. Слова записываются через запятую. Допустима запись слов в столбик (без нумерации) для возможного исправления рядом с ошибочно написанным словом.

При написании последнего слова в строке, необходимо соотнести количество букв в слове с количеством оставленных клеток. Если слово не входит и его нельзя перенести по правилам орфографии, то его необходимо писать на следующей строке.

Если работа выполняется без номера, то ее от предыдущей не надо отделять чистой строкой, иначе она может быть отнесена к той, которая значится под номером.      

      5. Исправление ошибок учащимися

 

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Запрещается:

ü  перечеркивать ошибки несколько раз;

ü  исправлять, написав нужную букву поверх ошибочной прямо в слове.

 

Если ошибка сделана в одной-двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то напротив этой строки на полях ставится точка и строка переписывается ниже.

Если ошибка замечена не сразу, то на полях соответствующей строки ставится точка, а исправление делается в конце работы.

Допускается отметка ошибки подкалыванием неверно написанной буквы снизу.

 

 

ü  В тетрадях слабовидящих не разрешается использование корректора.

 

6. Проверка тетрадей.

6.1. Учитель обязан регулярно осуществлять проверку тетрадей с целью установления:

  • наличия работ;
  • качества выполненных заданий, подлежащих оцениванию;
  • ошибок, допускаемых учащимися, для принятия мер по устранению этих ошибок.

6.2. Ошибки, допущенные учащимися в тетрадях, учитель помечает следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся:

В тетрадях слепых учащихся:

-        подчеркивает (зачеркивает);

-        надписывает правильный ответ;

-        выносит поясняющие пометки на поля.

-        подчеркивает ручкой;

-        подписывает правильный ответ плоским шрифтом;

-        выносит поясняющие пометки на поля плоским шрифтом;

-        подкалывает неверно написанную букву или пунктуационный знак снизу, на полях ставит соответствующий знак по Брайлю.

 

6.3. Ошибки, допущенные учащимися, выносятся учителем на поля:

  • орфографическая —  вертикальная «палочка», для слепых —  одна точка;

 

 
  • пунктуационная — «галочка», для слепых — две точки, одна под другой;

 

 
  • грамматическая — «Г»; для слепых — «Г» (1,2,4,5)

 

 
  • речевая — «Р», для слепых — «Р», (1,2,3,5)

 

  • логическая — «Л», для слепых — «Л», (1,2,3);

 

 

 
  • фактическая — «Ф», для слепых — «Ф», (1,2,5)

 

 
  • стилистическая — «Ст», для слепых — три точки сверху вниз,  «курсив».

 

 

 

 

6.4. Ошибки, допущенные в различных разборах грамматического задания:

для слепых — точка.

6.5. Отметка за работу в тетрадях слабовидящих ставится справа, высотой в рабочую строку. В тетрадях слепых детейотметка также записывается справа красной пастой. Отметка дублируется по Брайлю. Отметка за диктант или творческую работу слабовидящих учащихся, пишущих по смешанному типу, выставляется и в тетради по плоскому, и в тетради по Брайлю. Допускается устное оценочное высказывание учителя при анализе работ.

6.6. В контрольных и творческих тетрадях после диктантов, сочинений и изложений подсчет ошибок не производить.

 

7. Работа над ошибками

7.1. Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку, проводится систематически.

Слова Работа над ошибками пишутся на следующей строке после отметки.

7.2. Исправлять ошибки нужно следующим образом:

В тетрадях слабовидящих учащихся

В тетрадях слепых учащихся

  • Слово, в котором была допущена ошибка, записывается верно с новой строки с большой буквы.
  • В слове обозначается орфограмма, на которую была допущена ошибка.
  • Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, после второго примера ставится точка.
  • Слово, в котором была допущена ошибка, записывается верно с новой строки.
  •  Орфограмма, на которую была допущена ошибка, выделяется 6 точкой перед буквой.
  • Через запятую после слова записываются еще два слова на то же правило, орфограмма, на которую была допущена ошибка, выделяется 6 точкой перед буквой, после второго примера ставится точка.
 

8. Обозначения по Брайлю

Состав слова:

приставка

 

 

3, 6 точки

 

корень

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

 

суффикс

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

 

окончание

 

 

3, 6 точки («тире»)

 

основа

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

 

 Члены предложения: 

подлежащее

 

 

1, 2, 6 и 3, 4, 5 точки («математические скобки»)

 

сказуемое

 

 

1, 2, 6 , 1, 2, 6 и 3, 4, 5, 3, 4, 5 точки («двойные математические скобки»)

 

дополнение

 

 

4, 5, 6 точки с обеих сторон («курсив»)

 

обстоятельство

 

 

3, 5 точки («и» спущенное) с обеих сторон

 

определение

 

 

1, 2, 3, 4, 5 точки («ч» наоборот) с обеих сторон

 

 

Знак большой буквы (4,5 точки) ставится: 

  • перед именами собственными;
  • в прямой речи
  • начало предложения

В 5-12 классах пропуск знака большой буквы считается ошибкой, и за это снижается отметка.

Другие знаки:

знак транскрипции [ ]

 

«ь» и «ъ» знаки (1, 2, 3, 5, 6, и 2, 3, 4, 5, 6 точки)

 

знак мягкости

 

 

5 точка после буквы

 

пропущенная буква (орфограмма, которую надо обозначить)

6 точка перед буквой

 

точка сокращения

 

 

3 точка

 

ударение

 

 

4 точка перед буквой

 

 

Прежде чем произвести разбор слова по составу или предложения по членам предложения, слепые учащиеся производят устный разбор слова или предложения, а затем оформляют письменно.

Методические рекомендации по ведению тетрадей по математике в 5-12 классах

 

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по математике (алгебре, геометрии) учащимися школы с 5-го по 12-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

  • тетрадь рабочая (2 шт.) для письменных работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ (единая по алгебре и геометрии).

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в клетку (мелкую или крупную) из 12–18 листов. Допускается использование тетрадей, имеющих 48 листов в 7 - 12 классах — в качестве «рабочей» тетради.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 двойных листов).

1.4. Тетради слабовидящих учащихся должны быть в прозрачной обложке.

1.5. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

 

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ по математике

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

       по математике

  ученика/цы/ 5 класса

     /Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

 

Тетрадь

для контрольных работ

по математике

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

   по математике

 ученика/цы/ 5 «а» класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа за четверть

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Контрольная работа

по математике

за I четверть

ученика/цы/ 5 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Запись на титульном листе в тетрадях по Брайлю начинается с 7 -ой строки. Отступить справа 7 клеток и написать слово «Тетрадь».

2.3. Последующие строки писать с 4 клетки, отступив 3 клетки справа.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, записать по плоскому.

ü   

На титульном листе в тетрадях по Брайлю начинать письменную работу  запрещается.

 

3. Использование письменных принадлежностей

3.1. Слабовидящие учащиеся ведут записи шариковой ручкой с черной пастой. Учащийся может вести записи синей пастой только при наличии справки от окулиста с соответствующими рекомендациями.

3.2. Для выполнения графических работ необходимо использовать цветную пасту (кроме красных тонов) и простой карандаш. Для проведения прямых линий необходимо использовать линейку.

ü  Запрещается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.

 

4. Оформление записей

 

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

 

 

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц записывается арабскими цифрами на полях;
  • запись названия работы:

Классная работа

 

 

  • запись названия работы в 5–6 классах: Классная работа, или темы в 7–12 классах: Линейное уравнение.

 

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 клетку.

ü  На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. Запись задания на дом в классах слабовидящих детей делается в дневнике.

 

ü  Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

 

 

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, делая отступы от всех краев страницы по 1 клетке.

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

 

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц  записывается арабскими цифрами с 3 клетки:

11.01.

 

Под числом с 3 клетки следует запись названия работы.

Классная работа

  • запись названия работы в 5–6 классах: Классная работа, или темы в 7–12 классах: Линейное уравнение.

 

Номер задания записывается посередине строки:

№ 295

или

№ 291

В классной работе допускается оформление задания без указания его номера. Если задание взято не из учебника, между заданиями отступаем 1 строку.

На строке, где указан номер задания, больше запись не ведется.

4.3. При оформлении домашней работы необходимо указать название работы и номера заданий:

Домашняя работа

№ 305

4.4. В тетрадях по Брайлю разрешено записывать домашнее задание прямо в тетрадь.

 

 

5. Исправление ошибок учащимися

Слабовидящие учащиеся

Слепые учащиеся

Ошибки, допущенные учащимися, аккуратно зачеркиваются карандашом или ручкой один раз, сверху или рядом пишется другой вариант ответа.

Не допускается:

ü   перечеркивать ошибки несколько раз;

ü   исправлять, написав правильный ответ поверх неверной записи;

ü   использовать корректор.

Если ошибка сделана в одной - двух клетках, ее можно заколоть шеститочием.

Если неверна запись целой строки, то ставится шеститочие в первой клетке и в последней.

 

 

 

6. Рекомендации по оформлению некоторых видов заданий

6.1. Если при записи преобразования выражения или уравнения по Брайлю не хватает одной строки, то в конце строки ставится знак переноса: 5 точка, если не нужно было пропускать клетку и 6 точка, если клетка должна была быть пропущена, после чего запись продолжается на следующей строке.

6.2. При оформлении примера на «порядок действий» каждое действие должно быть записано и пронумеровано. Номер действия ставится с круглой (математической по Брайлю) скобкой. Например:

15 + 108 : 3 = 51

1) 108 : 3 = 36

2) 15 + 36 = 51

6.3. При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование в круглых (математических по Брайлю) скобках с использованием правил сокращения слов. Если решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано после значения выражения.

Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространенной форме. При записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании традиционного сокращения (кг, см и т. п.).

При решении задачи по действиям или выражением не являются обязательными краткая запись условия и пояснения к действиям.

6.4. При решении задачи уравнением (системой уравнений) в 5–12 классах обязательна запись, поясняющая введенные переменные. При записи уравнения и в процессе его решения наименования не ставятся. Если после решения уравнения необходимы дополнительные действия, то при их выполнении наименование ставится так, как описано в п. 6.3.

6.5. При записи решений уравнения необходимо указывать факт умножения или деления обеих частей уравнения на число (выражение).

Запись ответа обязательна.

При записи решения системы уравнений запись ответа также обязательна.

6.6. Задачи по геометрии оформляются по образцу:

Вариант 1.

                                          Задача № 17.

              Дано:                                                       Решение:

             …                                                              …

                    Найти:

           …

                    Ответ:….

Вариант 2.

                                                       Задача № 23.

                    Дано:                                                 Решение:

                    …                                                                   ….

                    Доказать:                                         …, ч. т. д.

                    …

При необходимости перед записью «дано» делается рисунок.

6.7. При проведении терминологического диктанта указывается вид работы: Терминологический диктант.

Слова записываются через запятую. Допустима запись слов в столбик (без нумерации) для возможного исправления рядом с ошибочно написанным словом.

 

7. Исправление ошибок учителем

7.1. Исправление ошибок и пометки, связанные с ошибками учитель делает красной пастой.

7.2. В тетрадях слабовидящих учащихся учитель помечает ошибки следующим образом:

  • подчеркивает;
  • зачеркивает;
  • подписывает правильный ответ;
  • выносит поясняющие пометки на поля тетради;
  • наличие любой ошибки отмечается с помощью вертикальной черты («палочки») на полях в соответствующей строке.

В тетрадях слепых учащихся любая ошибка отмечается и красной пастой «палочкой» на полях, и грифелем точкой на поле соответствующей строки. Также можно ошибку подчеркнуть, зачеркнуть, подписать правильный ответ. Выполнение исправлений плоским шрифтом требуется для того, чтобы зрячему учителю при объяснении учащемуся допущенных ошибок не нужно было заново перечитывать запись, сделанную рельефно-точечным шрифтом.

7.3. Отметка за работу ставится под работой справа. В тетрадях для слепых учащихся отметка дублируется по Брайлю.

 

8. Работа над ошибками

8.1. В тетради для контрольных работ работа над ошибками выполняется обязательно при наличии неудовлетворительной отметки. В остальных случаях работа над ошибками в контрольных тетрадях выполняется учеником по указанию учителя.

8.2. В рабочей тетради работа над ошибками выполняется по указанию учителя.

 

Методические рекомендации

по ведению тетрадей по Брайлю

на уроках физики, химии.

1. Общие положения

1.1. Ведение тетрадей по физике, по химии учащимися школы с 7-го по 12-й класс является обязательным.

1.2. Предусматриваются тетради следующего назначения:

  • тетрадь рабочая (1шт.) для письменных работ в классе и дома;
  • тетрадь для контрольных работ по физике;
  • тетрадь для лабораторных и практических работ по химии;

1.3. Слабовидящие учащиеся используют тетради в клетку (мелкую или крупную). Допускается использование тетрадей, имеющих 48 листов в 7 - 12 классах — в качестве «рабочей» тетради.

Слепые учащиеся используют готовые тетради для письма по Брайлю или сшитые из брайлевской бумаги (10–12 двойных листов).

1.4. В тетрадях записи должны вестись систематически, аккуратно, с соблюдением единого орфографического режима.

 

2. Оформление обложки тетради

2.1. Подпись тетради.

 

Для слабовидящих учащихся

Для слепых учащихся

Рабочая тетрадь

Тетрадь

для работ

 по физике

ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

   по физике

  ученика/цы/ 7 класса

     /Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь для контрольных работ

 

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

Тетрадь

для контрольных работ

по физике

 ученика/цы/ 7 класса

/Фамилия и полное Имя в родительном падеже/

 

2.2.  Сверху отступить 7 строк, справа 7 клеток и написать слово «тетрадь». 2.3. Последующие строки писать с третьей клетки.

2.4. Ниже, после оформления тетради по Брайлю, записать плоским шрифтом.

 

4. Оформление записей

 

Для слабовидящих

Для слепых

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, не делая отступов от края страницы.

Между заданиями необходимо пропускать 2 клетки, между классной и домашней работой — 4 клетки.

Если запись ведется в столбик (примеры, уравнения и т. п.) то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

 

 

 

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц записывается арабскими цифрами на полях;

 

 

  • запись названия темы урока в 7–12 классах

 

 

 

 

ü  Не допускается в классах слабовидящих запись домашнего задания на полях тетрадей, в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Оценка за работу ставится на следующей строке.

4.1. Отступы.

Учащиеся ведут запись, делая отступы от всех краев страницы по 1 клетке.

При записи между классной и домашней работой необходимо пропускать 2 строки, между заданиями — 1 строку (если задания не разделяет строка с указанием номера задания).

Если запись ведется в столбик, то между столбиками необходимо делать пропуск не менее 4 клеток.

4.2. При оформлении классной работы необходимы:

  • запись даты: число и месяц  записывается арабскими цифрами на полях

11.01.

  • запись названия темы урока в 7–12 классах с красной строки
  • С красной строки написать номер задания №75 (знак № ставится непосредственно перед цифровым знаком числа).
  • Если необходимо, то слова «Дано», «Ответ», «Решение» писать на отдельной строке с красной строки, так как такая запись облегчает ориентировку в тетради.
  • Виды работ отделяются номером. Если номера нет, то одной чистой строкой.
  • При написании химических, физических символов нельзя разрывать символ и писать его на разных строках. Например,
  • Решение записывать с первой клетки.

5%,  2,     7° ,     НгSО .

  • Если запись не входит на строку, то текст переносить, используя 2 знака переноса: 5 или 6 точку. 5 точка ставится, если на месте переноса не должно быть пустой клетки, а 6 точка, если на месте переноса должна быть пустая клетка. Обязательно оставлять пустую клетку для переноса.
  • Между домашней и классной работой необходимо пропустить одну строку; с красной строки написать слова «Домашняя работа».

ü  Допускается в тетрадях слепых учащихся запись домашнего задания в тетрадях.

4.3. Оценка за работу ставится на следующей строке. В тетрадях слепых детей оценка дублируется по системе Брайля, а ошибки намечаются проколом с помощью грифеля на полях в конце той строки, где допущены ошибки.

 

 

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей