Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения №8 г. Иркутска»
Методическая разработка
Особенности создания мультимедийной презентации для образовательных целей для детей с нарушениями зрения
Составитель: Е.А.Распутин
учитель информатики
Иркутск, 2020г.
Особенности создания мультимедийной презентации для образовательных целей для детей с нарушениями зрения
Важность использования мультимедийной презентации в образовательном процессе
На сегодняшний день в образовательном процессе одной из наиболее популярной формой донесения учебной информации является мультимедийная презентация. Учебные презентации – один из самых удобных и эффективных способов подачи информации с помощью компьютерных программ (таких как: Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).
Следует отметить, что главной целью любой презентации является преподнесение информации в удобном для слушателя формате. Достижение этой цели осуществляется за счет использования следующих элементов презентации:
- фото,
- картинки,
- иллюстрации;
- аудиоматериалы;
- видео;
- анимационные ролики;
Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в корне изменяет атмосферу привычного учебного занятия, делая его более живым и интересным. Причем, использование мультимедиа на уроках благоприятствует расширению общего кругозора учащихся, обогащает их знания. На самом деле, мультимедийная презентация выступает не только в качестве еще одного источника учебной информации. Построение уроков с использованием презентации позволяет развивать различные стороны психической деятельности обучаемых, причем, более всего это относится к развитию внимания и памяти. Поскольку для того, чтобы понять материал, изложенный в презентации ученик должен приложить определённые усилия, то непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов для поступления учебного материала (слуховой и зрительный каналы) положительно сказывается на прочности запоминания информации. С другой стороны, неправильно составленная презентация может негативным образом сказаться на достижении целей урока.
Различные типы презентации материала:
Следует отметить, что мультимедийные презентации можно классифицировать различным образом в зависимости от используемого подхода. Первый подход связан с целью создания презентации (классификация по назначению). Используя это подход можно выделить следующие типы:
- 1. учебные презентации. Как правило, такие презентации используются в сфере образования. Они служат для изложения нового материала, позволяют провести контроль знаний учащихся, позволяют самостоятельно осваивать учебный материал обучающимися и могут использоваться во многих других учебных ситуациях.
- 2. научно-исследовательские. Основной целью такого типа презентаций является заявление о своих научных достижениях. Наиболее часто такого рода презентации используются во время выступлений исследователей.
- 3. портфолио. Портфолио – это авторские презентации, в которых содержится перечень основных достижений рассказчика. На слайдах таких презентаций обычно представляют различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.
По способу изложения учебной информации можно выделить 2 вида презентаций:
- линейные презентации. Это самый распространённый вид мультимедийных презентаций – каждый слайд выступает в качестве сопровождения слов лектора, методиста, исследователя. Технически эти презентации устроены очень просто – последовательно сменяющие друг друга слайды: от титульного до последнего. Очевидным преимуществом такой организации подачи материала является легкое выстраивание логики повествования и донесения материала до учащихся. К главному недостатку таких презентаций можно отнести невозможность изменить последовательность подачи материала.
- нелинейные или интерактивные презентации. Информация представленная в таких презентациях предназначена для самостоятельного освоения учениками. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным. В основном, нелинейная презентация создается для изучения определенного учебного вопроса. Технически нелинейная презентация выглядит следующим образом: сначала показывается титульный слайд, после которого появляется оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы. Как правило, в такой презентации имеются задания подразумевающие самостоятельное выполнение учеником (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.
Рекомендации для создания мультимедиа презентации с учетом особенностей здоровья слепых и слабовидящих
- Размер шрифта и расположение текста на слайде.
Вставлять не более шести строк текста с интервалом 1.5 строки между ними в одном слайде. По краям слайда надо предусмотреть свободное пространство. Их надо наносить шрифтом 48 кегля. Легче и лучше для слушателей аудитории с плохим зрением читается текст, набранный смешанными символами, например, заглавными и строчными буквами, чем если все буквы в тексте заглавные.
- Стиль шрифта.
Использовать шрифты без засечек, такие как «Helvetica», «Arial»
и «Verdana», а не, например, шрифт «Times New Roman», потому что людям с плохим зрением труднее читать шрифты с засечками. Избегите использования курсивного стиля, потому что эти стили трудно читают не только люди с плохим зрением, но иногда и люди с нормальным зрением.
Попытайтесь использовать только один тип шрифта в одном слайде.
Если Вы хотите привлечь внимание аудитории к определенному тексту,
используйте больший кегль или полужирный стиль того же шрифта.
- Цвет и контрастность.
Для учащихся с плохим зрением цвет и контрастность презентации
куда важнее, чем кегль шрифта. Существуют два типа контрастности - по яркости и по цвету. Самый высокий контраст по яркости - это между черным и белым цветом. Цветные объекты имеют самый высокий контраст, когда их цвета дополняют друг друга. Примеры таких дополняющих друг друга цветов: красный - зеленый, и желтый - синий. Надо помнить, что насыщенные цвета не имеют контраст по яркости и
следовательно, люди с дальтонизмом не могут их различит. Так что
основным контрастом в презентациях должен быть по яркости, а не по
цвету.
Обратите внимание, что многим людям с дефектами зрения мешает
яркий свет. Поэтому пробуйте применить для фона темные цвета (низкая
яркость) и использовать яркие цвета (высокая яркость) для текста, чтобы
слабовидящие лучше воспринимали вашу презентацию. Белый шрифт на темно синем фоне - очень хорошая комбинация. Когда для презентации важно иметь красный фон, лучше использовать темный красный цвет для фона и белый цвет для текста, а когда необходим
зеленый фон - светло зеленый цвет для фона и черный цвет для текста.
Надо знать, что многие люди, страдающие дальтонизмом, менее чувствительны к красному цвету. Поэтому рекомендуется не использовать
тексты черного цвета на красном фоне или красного цвета на черном фоне.
- Рисунки и графики.
Если в Вашей презентации входят рисунки и графики, то их надо
сделать насколько возможно проще. Кроме того, попытайтесь расположить
только одну графику или один рисунок в одном слайде презентации, чтобы
упростить визуального восприятия. Надо применять контрастност по цвету
таким же образом, как было описано выше для текста.
Подписи к рисункам и графикам должны выполняться гарнитурами
шрифтов без засечек. И снова, никогда не использовать больше одного
типа шрифта в одном слайде презентации, избегая курсива.
- Фотографии, иллюстрации и другие визуальные элементы.
Если использование этих визуальных элементов необходимо, убедитесь, что любой сопровождающий текст размещается отдельно от изображения. Также сопровождайте каждую фотографию и рисунок коротким устным описанием.
- Анимационные эффекты.
Анимационные эффекты в презентациях, доступных для людей с
плохим зрением, должны быть сведены к минимуму. Они очень трудно
воспринимаются людьми с плохим зрением. Однако, если Вы все равно
желаете использовать мультипликацию в вашей презентации, следующие
анимационные инструменты причиняют меньше всего замешательства для
людей с плохим зрением: эффект движения объекта слева направо,
эффект пишущей машинки, эффект возникновения объекта.
- Раздаточные материалы
Рекомендуется всегда перед презентацией раздавать копии демонстрируемых Вами слайдов вместе с распечатками важной информацией,
которая не будет представлена на слайдах. Раздаточные материалы, если
их получить до начала сеанса, могут служить, особенно для участников с
плохим зрением, ссылкой и указанием для аудитории какие
заметки нужно самому записать и какие у них уже есть. Кроме того,
некоторые люди с очень плохим зрением, которые не могут прочитать текст
на экране, получают возможность следить за прогрессом презентации на
экране и дополнит информацию, которую не видят, с раздаточных
материалов.
Рекомендуемая литература:
- Применение учебных презентаций в образовательном процессе http://griban.ru/blog/59-primenenie-uchebnyh-prezentacij-v-obrazovatelnom-processe-vidy-jetapy-i-struktura-prezentacij.html
- Презентации. Зачем нужны презентации PowerPoint http://www.teachexcel.ru/microsoft-powerpoint/logika-i-emocii.-zachem-na-samom-dele-nujni-powerpoint-prezentacii.html
- Создание доступных презентаций для аудитории из слепых и слабовидящих участников
https://grot-school.ru/images/doc/fgos-noo/party/prezentacii.pdf