Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» Антуан де Сент. Экзюпери
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8 г. Иркутска
Год основания1894 г.Языки образованияРусский

   Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения №8 г. Иркутска»

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

                                              Методическая разработка

«Комплексы упражнений для глаз, используемые в начальной школе»»

 

 

 

 

                                                                    Составитель: И.Е. Туманова,

                                                                               учитель начальной школы,

                                                                               высшая квалификационная

                                                                               категория

                                                  

 

                                                 Иркутск, 2020г.

                            

                                   

                                       Пояснительная записка    

          Зрение – следует беречь смолоду, т.к. это один из главных органов чувств человека. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, они проявляются у детей дошкольного и школьного возрастов. Самые распространенные заболевания зрения у школьников (миопия, астигматизм, косоглазие и многие другие) являются следствием злоупотребления компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать

  Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. А в школах для детей с нарушением зрения, когда у ребенка может быть несколько осложненных глазных заболеваний с тяжелыми поражениями зрительной системы, такая гимнастика жизненно необходима. Научными исследованиями установлена необходимость активного включения зрения в деятельность не только слабовидящих школьников, но и слепых с остаточным зрением. Рациональное использование остаточного зрения не только не ухудшает состояние зрительных функций, а, наоборот, увеличивает скорость восприятия, улучшает различительную способность, цветовое зрение, развивает дифференцированное зрительное восприятие. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку многие глазные заболевания плохо поддаются лечению.

              Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом как для восстановления утраченного зрения, так и для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте выполнять данные упражнения, это станет полезной привычкой, особенно для детей с серьезными нарушениями зрения. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует проводить на каждом уроке, занимая по времени 3-5 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

 

Цель: Знакомство с комплексами упражнений для глаз, как для профилактики зрительных расстройств, так и для восстановления утраченного зрения.

Задачи: 1. Показать комплексы упражнений для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости, для укрепления мышц, улучшения аккомодации.           2. Познакомить с офтальмологическими рекомендациями по рациональному выполнению зрительной работы.

           Примеры упражнений для глаз, рекомендуемые для школьников

            Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

         Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.

Комплекс №1

        Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

  1. Плотно зажмурить глаза, затем расслабить веки и поднять брови кверху, открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).
  2. Произвести медленные движения глаз налево, вверх, направо, и в обратом направлении не поворачивая головы, глаза открыты (три – четыре раза).
  3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).
  4. Быстро моргать (1 мин.).
  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

Комплекс № 2

        Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза (и.п. – стоя).

  1. Смотреть двумя глазами на конец указательного пальца правой руки, поставленного по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).
  2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).
  3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс №3

        Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

  1. Закрыть глаза, слегка помассировать (погладить) веки подушечками пальцев, раскрыть их и сделать несколько быстрых мигательных движений. (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).
  2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
  3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Комплекс №4

       Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

  1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
  2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
  3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

Комплекс № 5

       Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).
  2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).
  3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

Комплекс №6

  1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
  2. И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)
  3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).
  4. И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

Комплекс №7

  1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
  2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс №8

  1. На счет 1-4 прикрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

 Комплекс №9

  1. Быстро поморгать обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторить то же самое 3-4 раза с интервалом 7-10 секунд, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
  2. Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.
  4. Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  5. Указательными пальцами надавливать на веки легкими массирующими ми

 Комплекс №10

Выполняется   стоя, у каждого ребенка   в   руках игрушка (рисунок).

  1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

       А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

  1. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно   следите   глазами:   …   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.
  2. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
  3. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

 

         Офтальмологические рекомендации по рациональномувыполнению зрительной работы

При чтении: книга должна находиться ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать руки, и на таком расстоянии, откуда шрифт лучше всего виден. Не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга. Мышцы рук и плеч должны быть расслаблены.

     По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль на какой-либо предмет  (1-2 с.)

     Во время чтения необходимо чаще моргать. Проще всего это делать в конце каждой строки.

     Для снятия напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1-2 с.

     Не следует читать при сильном солнечном освещении, так как из-за отраженных солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают.

 Чтение не рекомендуется при сильных головных болях, сильной усталости организма и различных стрессовых ситуациях.

При письме: также необходимо частое моргание. Не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд за движением кончика пера.

При работе с компьютером, просмотре телевизора: следует периодически снимать очки, представляя возможность глазам поработать самостоятельно. При просмотре следует сохранять правильное положение тела: подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приспущены, чтобы глаза находились в расслабленном состоянии. Не следует наклонять голову вперед, глядя на экран. Не следует пристально смотреть на экран монитора или телевизора, глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. При длительных просмотрах следует периодически прикрывать глаза (на 2-3 минуты), давая им отдохнуть. Просмотр телепередач рекомендуется проводить при естественном или искусственном освещении комнаты на расстоянии 2-3 метра от экрана. Больные глаукомой должны помнить, что длительная работа за компьютером и просмотры телепрограмм в темном помещении могут спровоцировать приступ заболевания

          В заключение памятка для педагогов по организации и проведению с детьми гимнастики для глаз:

  • специальные упражнения должны быть согласованы с врачом-офтальмологом и тифлопедагогом. Неправильная зрительная гимнастика может усугубить состояние зрительных функций ребенка;
  • зрительная гимнастика выполняется не менее двух раз в день продолжительностью 3-5 минут;
  • упражнения для глаз должны быть разнообразными по форме и содержанию и выполняться на высоком эмоциональном уровне, чтобы не утомлять детей. Гимнастика может включаться в подвижные игры;
  • необходимо выполнять упражнения для глаз на расслабление и снятие усталости после любых зрительных нагрузок (игры с применением дидактических материалов, занятия по зрительному восприятию, рассматриванию наглядных пособий и т.д.);
  • необходимо следить за правильностью выполнения упражнений и следовать гигиеническим требованиям;
  • дети с низкой остротой зрения должны располагаться ближе к педагогу. Темп зрительных упражнений должен соотноситься с быстротой реакции детей;
  • предмет (стимул) для гимнастики должен быть достаточно крупным, ярким, по цвету не должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Предмет (стимул) показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей;
  • у детей с амблиопией необходимым требованием для проведения упражнения является наличие окклюдера;
  • при выполнении большей части упражнений для глаз рекомендуется снимать очки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список используемых источников:

 

 

  1. 1.     Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей. - Санкт-Петербург: КАРО 2007г
  2. 2.     Арнаутова А.Г. Здоровье ваших глаз. Что важно знать о зрении. –Ростов-н /Д.: Феникс 2004г.
  3. 3.     Жохов В.П., Литвак. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. – Ленинград 1986г.

            



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей